rus | eng

Изготовление скульптурных композиций

Скульптура – один из самых долговечных и, пожалуй, совершенных видов искусства. На протяжении истории человечества она играла одну из главных ролей в культуре. История развития скульптуры – это и есть история развития искусства. Античное культурное наследие оказало огромное влияние на эпоху Возрождения в Италии. Архитектура наряду с религией веками имели колоссальное значение в жизни общества. Даже сейчас скульптура, постоянно видоизменяясь, является основной формой для самовыражения художника и увековечивания важных исторических личностей и событий.

На сегодняшний день трудно дать точное определение скульптуры, поскольку со времен расцвета Античной архитектуры и создания шедевров итальянского Ренессанса произошли разительные изменения и в методах изготовления скульптур, и в материалах. При таком многообразии,  дарованном 21 веком, скульптуру можно определить как форму визуального искусства, при котором произведения создаются в трехмерном измерении. Единственная константа среди всех новых форм, соединяющая современную скульптуру с классическими образцами – это ее трехмерность. Все остальное зависит от вдохновения и новаторских идей скульптора.

Раньше выделяли два основных типа скульптурных композиций: круговая скульптура (статуи, памятники, скульптурная группа) и рельеф (барельеф, горельеф, контррельеф). Современность породила новые типы: световые (например, голограммы) и кинетические скульптуры, то есть движущиеся. Концепция статичности перестала быть актуальной для скульптурной композиции, хотя и все еще популярна среди скульпторов и заказчиков.

С древнейших времен главными методами изготовления скульптур были лепка из глины, резьба по камню, дереву, кости; литье. Они определялись материалом, с которым работал скульптор. Отличие между ними в том, что в одном случае материал добавляется, в другом – отсекается, пока результат не будет полностью соответствовать первоначальному замыслу автора.

Важными составляющими скульптурной композиции являются объем, поверхности и пространство. Под объемом понимают «твердую» часть скульптуры, под пространством – те пустоты, которые создаются границами, углами произведения. Текстура поверхности может порождать разный визуальный эффект у зрителя в зависимости от того, выпукла она или с впадинами, плоская или с лепниной, натурального цвета или окрашенная.    

В создании скульптурных композиций руководствуются 5 принципами: ориентацией в пространстве, пропорциями, размером, соединением и гармоничностью.

Скульптор разрабатывает план, как расположить части произведения пластического искусства, где и как разместить саму скульптурную группу. Это преследует цель – создать ощущение гармонии (или, наоборот, хаоса – все зависит от замысла) в рамках самой скульптуры как целого, между составляющими ее частями, между скульптурой и зрителем, между скульптурой и окружающей средой. Такая схема, зачастую построенная на осях координат, абсолютно необходима для дальнейшей работы над скульптурой.

Размер, или масштаб, отвечает за то, чтобы новая скульптура была гармонично вписана в окружающую среду. Например, в скульптурных композициях, иллюстрирующих библейские сцены, могут встречаться разные размеры: Дева Мария и Иисус могут быть одинакового размера, в то время как апостолы представлены меньшего размера.

Соединение описывает, как разные части скульптуры взаимодействуют друг с другом или как разные части «тела» слиты в одну форму.

При изготовлении круговых фигурных скульптур гармония, или баланс, чрезвычайно важна. Во-первых, скульптура должна быть устойчива с точки зрения физики. В некоторых позах памятника этого добиться трудно. Поэтому замысел скульптора или желание заказчика должны быть первым делом проверены законами физики перед началом самого процесса изготовления скульптуры. Во-вторых, скульптурная композиция должна быть гармоничной, излучать динамическое или статическое равновесие. Без гармонии красота неосуществима. 

2008 © «Литейный двор».
Разработка сайта и поддержка — ИТК'08

Хостинг предоставлен HOSTER.BY